Назад
Россия
Город: Москва
Каталог
Опт от 10 000 Р.
Мелкий опт от 3 000 Р.
Каталог
Россия
Город: Москва
Имеет ли смысл прокачивать детям столько навыков?
Блог
13 мая 2021
Имеет ли смысл прокачивать детям столько навыков?

Разговор на детской площадке двух мамочек, от которого я тихонечко потекла лужицей мороженого.

Мама 1: Моя Машенька сама прочитала сегодня «Доктора Айболита»!

Мама 2: Ой, какая же умненькая девочка! А вот моя ленится. Пока только слоги складывать научилась, а читать еще не может.

Все было бы замечательно, но двум малышкам, самозабвенно копающимся в песочнице (а именно об их достижениях сейчас рассказывали мамочки), на первый взгляд только-только стукнуло 4 годика. Возникает вопрос: «Зачем Машеньке в 4 года читать «Доктора Айболита»? Или мама малышки уверена, что девочка уже в 5 лет готова пойти в школу в первый класс, а потом экстерном чуть ли не сдать ЕГЭ?»

У меня сын – подросток. И я в свое время тоже прошла через тот волнующий период мамкиного соревнования:

- Ой, мой Петечка уже пошел. А ваш? Нет еще. А-а-а-а (этакое протяжное и полное разочарования и сочувствия междометие. Аж сумкой хотелось стукнуть эту мамочку по голове).

- А мой Петечка уже двадцать пять слов говорит. Больше нормы для его возраста. а ваш? Только десять (и опять эта уверенность в превосходстве собственного ребенка и недоразвитости моего).

Я благодарна педиатрам! Они дали нам ориентиры, что должны уметь детишки в том или ином возрасте. Но почему при этом некоторым мамам не объяснили, что это только ориентиры, что нельзя каждого ребенка слепо грести под одну гребенку!

Так получилось, что я педагог по образованию, ушедший из профессии в другой род занятий. Но академическое образование так сразу не выкинешь в мусорное ведро и не забудешь на следующий день. Да и зачем отрекаться от полезных и нужных знаний, которыми старательно набивали мою голову в свое время умные и проникновенные профессора и доценты. А еще остался важный скилл любого академического образования: «Есть пробел в знаниях – проштудируй литературу и восполни его!»

Вот и занялась я тогда дополнительной прокачкой своих знаний по уровням развития детей в каждом возрасте. И оказалось, что многие навыки, которые мы вкладываем в наших детей. не нужны! Они больше вредят, чем помогают!

Умение вовремя сказать: «Стоп!» - и выскочить из мамкиных соревнований на детской площадке очень меня тогда спасло. Главное, помогать ребенку, направлять, поддерживать и развивать без переусердствования. Гениев много на земле. А вот несчастных взрослых, которые ранее были такими перенакаченными скиллами детьми, неизмеримо больше.

Учим иностранным языкам чуть ли не с пеленок

Мой сын обладал живым воображением. К примеру, он впечатлился просмотром фильма, в котором главный герой однажды просыпается и начинает говорить на совершенно незнакомом ему языке.

- Как здорово! – вдохновенно заявил мой 6-летний фантазер.

Я (как любая мамочка) тут же помчалась выполнять мечту ребенка и записала его в детскую школу английского языка. Мы разучивали какие-то песенки и стишки, слушали в машине слова, смотрели мультики.

Казалось, что сын растет полиглотом и уже прекрасно владеет английским. Вот только розовые очки у меня спали совершенно случайно! В детском театре!

Тогда еще были открыты границы, и мир не знал о коронавирусе ровным счетом ничего. В нашем городе проходил международный фестиваль кукольных театров. Свой спектакль привезла и турецкая труппа театра теней.

Я подумала: «Театр теней – это так интересно! И точно у них будет спектакль без слов».

Какой же был мой ужас, когда весь спектакль сопровождался очень экспрессивными репликами на турецком. Что могу сказать? Взрослая публика сидела в состоянии легкого шока и анабиоза. А вот дети реагировали очень живо. Казалось, что они все понимают – каждую реплику. Так же активно смотрел и мой сын, сопереживая героям.

Не понимая ни единого слова, сын, как и все детишки в зале, уловил весь смысл спектакля!

Так же у нас получилось и с английским в нежном детстве. Стихийный набор простых слов, знание нескольких песенок и стишков по-английски. И все! Владения языком не было.

А пришел английский к сыну в классе 5, когда мальчик сам захотел его изучить. Вот тогда-то и помог педагог, к которому сын стал ходить заниматься. Вот тогда и появился настоящий и правильный скилл языка, когда родной русский был уже достаточно твердо прокачан

Вы напомните мне об образовании царской России, когда с младых ногтей дети учились иностранному языку. Прекрасно! А я в таких случаях всегда вспоминаю тот факт, что до 1812 года те же самые дворяне совершенно не владели родным языком, полностью перейдя на французский. И практику найма иностранных гувернеров, которая сегодня доступна далеко не всем нам, не стоит сбрасывать со счетов.

Учим читать в самом нежном возрасте

Мог ли мой сын в 4 года «прочитать» всего «Доктора Айболита»? Мог! И еще несколько особо любимых детских книжек в придачу. Только это не было осмысленное чтение. Сын нигде не делал ошибок, не пропускал ни одного слова, «читал» с завидным выражением и интонировал в нужных местах, водил старательно пальчиком по страницам книжки. Но он не читал – он имитировал. «Доктора Айболита» он выучил наизусть на слух, а водил пальчиком по строкам, подражая мне или воспитателям.

Кстати этот навык запоминания нам потом очень пригодился в школе при заучивании стихов. Не было нервной зубрежки поэтического произведения. Просто сын пару раз читал стихотворение, делал интервал в пять минут и опять один раз прогонял произведение. Потом он просил подключиться к процессу меня. Сначала я называла первые 2-3 слова строки – сын вспоминал концовку строки, затем обозначала только первое слово строки, потом мне достаточно было проговаривать лишь первое слово столбца. Так без малейшего стресса он учил каждый стих в очень короткий срок.

Но вернемся к нежному дошкольному возрасту. В каком же возрасте сын научился читать? Скажу сразу, что обучала сына читать через игру: мы «выращивали» дерево и на него вешали листья – листочки, на которых были написаны отдельные буквы и слоги. Это не мной придуманный метод, а очень успешная практика. У нас в роли ствола выступала шведская стенка, установленная в комнате сына. От нее мы протянули веревки – это были ветви дерева. И на эти ветви при помощи больших скрепок вешали листочки. А потом я читала ту белиберду на каждой ветке, которая у нас получалась, и мы дружно хохотали! Я никуда не торопилась. Мы просто играли! Каждый день по чуть-чуть. Но через некоторое время сын уже сам называл некоторые слоги. Причем я никогда его не просила это сделать – ему было интересно!

Читать по-настоящему он стал за 2 месяца до своего шестилетия.

Учим быть нами

У Стругацких в чудесном умном романе «Хромая судьба» есть любимые мною строки: «Волчица говорит своим волчатам: «Кусайте как я», и этого достаточно, и зайчиха учит зайчат: «Удирайте как я», и этого тоже достаточно, но человек-то учит детеныша: «Думай, как я», а это уже преступление».

Каждый родитель осознанно или нет совершает преступление. Я тоже преступник.

Все время я пыталась упорядочить свою жизнь, составить какой-то алгоритм, который поможет нивелировать неудачи и предотвратить ошибки. Мне понадобилось несколько полноценных лет, чтобы понять очевидное – жизнь не умещается в алгоритм или разработанный человеком график.

- Как же так? – думала я. Ведь есть определенные ритмы жизни и природы, которые мы регулярно наблюдаем. Но, как оказалось, математические законы и ритмы не работают в простой человеческой жизни.

Сказки учат: будь хорошей, доброй и обязательно красивой – и судьба наполнится полной чашей, и тебя обязательно выберет принц на белом коне. Сколько таких милых и утонченных современных Золушек я видела в своей жизни. Награды они так и не дождались. А как своими руками эту награду завоевать, они не знали.

И тогда я вынуждена была признать, что в стремительно меняющейся жизни совершенно не работают старые шаблоны. Я не могу постелить ребенку стог сена на случай падения, потому что обязательно либо этот стог сена будет не там, либо он окажется совершенно бесполезным.

А значит нужно научить ребенка только одному: «Жизнь сбивает с ног, но только от тебя зависит – захочешь ли ты подняться!» Необходимо прокачивать скилл желания подниматься!

Главное, чему нужно учить ребенка, это тому, что жизнь меняется, и это нормально - просто лови свою волну. Жизненный серфинг – удивительное приключение, в которое каждый родитель должен отпустить ребенка в самостоятельное плавание!

А пока ваши дети еще держат вас за руки, заглядывают в глаза и видят в вас своих защитников – просто любите их! Берегите то доверие, которое вам оказывает ребенок. Заботьтесь о его здоровье и необходимом комфорте. Эта забота может иметь много градаций. К примеру, покупайте качественную и безопасную детскую одежду!

Товар из статьи
Платье
Платье
Бренд: CROCKID
Нет в наличии
665 Р.
Брюки
Брюки
Бренд: CROCKID
Нет в наличии
468 Р.
Шорты
Шорты
Бренд: CROCKID
Нет в наличии
468 Р.
Шорты
Шорты
Бренд: CROCKID
Нет в наличии
390 Р.
Фуфайка
Фуфайка
Бренд: CROCKID
52/92
56/104
56/110
56/98
60/116
64/122
64/128
68/134
72/140
390 Р.
Заказать
Жакет "Брызги краски"
Жакет "Брызги краски"
Бренд: CROCKID
52/92
56/104
56/110
56/98
60/116
64/122
64/128
68/134
72/140
827 Р.
Заказать
Фуфайка
Фуфайка
Бренд: CROCKID
52/92
56/104
56/110
56/98
60/116
64/122
64/128
68/134
72/140
359 Р.
Заказать
Фуфайка
Фуфайка
Бренд: CROCKID
Нет в наличии
359 Р.
Узнать о поступлении товара